Инструменты управления качеством программного обеспечения

Два десятка лет назад системные инженеры пользовались такими инструментами как карандаш и бумага для того, чтобы разрабатывать и вести учёт требований качества к сложным программным системам в различных областях. В такой ситуации управление сотнями требований качества продукции отнимало большую часть времени, остявляя мало шансов на дополнительный анализ системы или исследование альтернатив. В наши дни инструменты управления качеством программного обеспечения несомненно относятся к средствам, помогающим удовлетворить заданным критериям качества программного продукта. Инструменты управления качеством решают разные классы задач от извлечений требований из описаний системы до конфигурационного управления требованиями.

Функциональность инструментов управления качеством программного обеспечения

Функциональность инстументов управления качеством программного обеспечения разнородна. Это объясняется тем, что само понятие "анализ требований" охватывает широкий спектр задач от анализа требований на естественном языке до управления требованиями качества в процессе разработки программного обеспечения. Функциональность инструментов может быть представлена следующим образом.

  1. Сбор требований
    1. Обработка требований. Устранение ошибок описания требований к системе на естественном языке.
    2. Утверждение требований. Фиксирование версии требования, утверждённого ответственным за данный процесс.
  2. Фиксирование требований
    1. Автоматическое извлечение требований. Механизм автоматического определения требований по ключевым словам, уникальным идентификаторам и т.д. Создание требований из текста.
    2. Определение требований пользователем. Средства для идентификации и задания требований "вручную".
    3. Механизм импорта требований. Возможность импортировать требования из внешних источников.
    4. Классификация требований. Возможность классифицировать требования во время их идентификации.
    5. Разделение требований. Возможность использовать одно и тоже требование в разных проектах.
  3. Анализ связей требований
    1. Выявление несоответствий. Инструмент должен позволять пользователю выявлять такие несоответствия, как несвязанные требования.
    2. Просмотр связей требований от "источника" к "наследнику". Возможность перемещаться по связям требований.
    3. Верификация требований. Документирование факта выполнения требования (кем, когда).
  4. Конфигурационное управление
    1. История изменений требований. Ответ на вопрос: кто, где, что, когда, как, почему изменял требование.
    2. Контроль версии. Сопоставление различных версий требований.
    3. Управление доступом. Защита требования от просмотра, изменения и т.д. для индивидуального пользователя или группы.
  5. Технические требования к системе
    1. Поддержка многопользовательского режима. Возможность работать для нескольких пользователей одновременно.
    2. Web-based интерфейс. Возможность работы распределённой команды разработчиков ПО.
    3. Обсуждения. Возможность участников команды обсуждать требования.

Инструменты управления качеством программного обеспечения делятся по классам решаемых ими задачам или, другими словами, по набору требований, которым они удовлетворяют, на несколько групп.

  1. Инструменты, проводящие анализ требований качества на естественном языке и призванные исключить "слабости", противоречия описаний на естественном языке, привести требования к формальному/полуформальному виду.
  2. Инструменты, непосредстсенно управляющие заданными формализованными требованиями.
  3. Инструменты, осуществляющие управление качеством программной продукции как часть поддержки жизненного цикла разработки ПО в целом.
назад
Хостинг от uCoz